+
ОБУЧЕНИЕ КИФАРИСТИКЕ И АВЛЕТИКЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ
стр.3-10
Статья представляет собой анализ античных источников, тематика
которых связана с обсуждением проблем, возникающих при обучении игре на кифаре и авлосе. В трудах знаменитых античных философов, писателей и историков (Платона, Ксенофонта, Диогена, Лукиана Самосатского, Плутарха) можно встретить касающиеся музыкального образования замечания дилетантского характера. Однако при описании музыкального быта Древней Греции приходится опираться на эти свидетельства, поскольку не сохранилось письменных материалов, созданных профессиональными музыкантами. Приведенные в тексте фрагменты из источников могут дать общее представление о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться античной музыкальной педагогике. Все цитаты заново переведены с греческого языка, и
даются в двуязычном варианте.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОПЕРНЫЙ НЕ-СИМФОНИЗМ: ТРАКТОВКА ЛЕЙТМОТИВОВ В «КОЛЬЦЕ НИБЕЛУНГА». ЧАСТЬ 1: «ГРАНДИОЗНАЯ ИДЕЯ» ВОТАНА
стр.11-18
Кузнецов Г.А., Зейфас Н.М.
Лейтмотив меча символизирует в тетралогии не только реальный предмет, но и стремление Вотана удержать верховную власть при помощи «новой силы». Вельзунги и Брюнгильда ценою жизни находят собственный способ
избавить мир от проклятья кольца. Эволюцию «грандиозной идеи» отражают варианты лейтмотива, разрастающегося в комплекс.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
А. С. ДАРГОМЫЖСКИЙ И А. Н. СЕРОВ. ДИАЛОГ О СТАТЬЕ «РУСАЛКА» (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСКИ И ПЕРИОДИКИ)
стр.18-25
В статье рассмотрен характер взаимоотношений двух музыкантов в
период работы Серова над циклом публикаций об опере А. С. Даргомыжского «Русалка». Выявление обширного контекста их переписки способствовало уточнению датировок, выяснению деталей и пр.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МУЗЫКА ЭРНСТА КШЕНЕКА В РОССИИ
стр.25-29
Статья посвящена истории исполнения и рецепции музыки Эрнста Кшенека в России. В ней приводится список сочинений композитора, которые были исполнены в России во время первой волны авангарда, а также освещается история постановки оперы «Джонни наигрывает».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОСКОРБЛЕНИЕ ЖАНРОМ. «SYMPHONIA GERMANICA» Э. ШУЛЬХОФА КАК ДАДАИСТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАНИФЕСТ
стр.29-33
В статье рассматривается наиболее провокационное сочинение, созданное Эрвином Шульхофом в русле дадаизма — «Symphonia Germanica». В центре внимания автора — история создания данной композиции, ее
жанровая специфика (пародия на национальный гимн), а также некоторые
особенности партитуры.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«ЭОНИЧЕСКАЯ» СМЕРТЬ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ «ИЗ ЕВРЕЙСКОЙ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ» Д. ШОСТАКОВИЧА
стр.34-39
В настоящей статье рассматривается социально-политический контекст создания вокального цикла Д. Шостаковича «Из еврейской народной поэзии», для чего предпринято рассмотрение политики СССР по еврейскому вопросу. Показаны подлинные настроения и опасения еврейской интеллигенции, близкой Шостаковичу, ясно предвидевшей роковое развитие событий и скорое начало антисемитской кампании. Среди проявлений этой кампании — противодействие ЕАК (Еврейскому антифашистскому комитету), завершившееся физической расправой над его членами, убийство С. Михоэлса и многое другое. Рассматриваются и различные аспекты содержания песенного цикла. Выводы автора расходятся с концепцией американской исследовательницы Л. Фэй: вслед за некоторыми другими учеными здесь утверждается, что Шостакович действительно отображает в данном произведении идею
духовной, эонической смерти еврейского народа, что выражается в утрате культурной памяти, заменяемой на настроение официозного оптимизма.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ «ХОРОВОДЫ» АНАТОЛИЯ САМОНОВА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА
стр.40-45
В статье представлены характерные черты композиторского стиля
А. В. Самонова на примере его фортепианного цикла «Хороводы». Рассматриваются особенности музыкального языка, а также прослеживаются связи с русской фольклорной традицией.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ВАЛЕРИЙ АРЗУМАНОВ. ЧЕРТЫ ХОРОВОЙ БИОГРАФИИ
стр.45-50
Статья посвящена малоизвестным фактам хоровой биографии современного композитора Валерия Арзуманова, творческий путь которого не вполне обычен. Его музыка объединяет в себе приметы двух европейских культур: русской и французской. В статье сделан обзор хорового творчества композитора и проанализированы произведения французского периода.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КУПЛЕТЫ «НЕПОБЕДИМОЙ СИЛОЙ…» В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И В ОПЕРЕ А. П. СМЕЛКОВА «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
стр.50-54
Образ Смердякова — один из ключевых в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Ключевым он является и в одноименной опере
А. П. Смелкова. Интонационным ядром партии Смердякова представляются куплеты «Непобедимой силой…», при создании текста которых Достоевский использовал прием пародирования и совмещения сферы сакрального в Легенде о Великом Инквизиторе Ивана Карамазова и профанного бытового вульгарного романса, что по сути составило основу двойничества (как принципа построения образных соотношений персонажей Достоевского). Автор романа «Братья Карамазовы» определил точный интонационный образ куплетов Смердякова. Мелодический облик куплетов в опере основан на возможно точном воспроизведении интонационного рисунка, выраженного в
романе собственно вербальными средствами, и также совмещает распевное прочтение первой части куплета и примитивную повторность во второй части куплета. Двойственная конструкция интонационной формы претворяет в опере Смелкова основной содержательный прием Достоевского — двойническое противопоставления образов Смердякова и черта, Ивана и черта, Смердякова и Ивана. В музыке лейтмотивное развитие тематического материала обуславливается спецификой оперной драматургии. Смердяков в романе Достоевского трактуется как новый образ в литературе, как знаковое явление в общественной жизни. В опере этот образ в куплетах Смердякова открывает новую сферу интонационной выразительности, преображающейся от непритязательного романсового напева до инфернально-трагического в последних сценах оперы.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕВЕСТОЙ?» (ПЕСНЯ ИЗ ЗИНГШПИЛЯ ГЁТЕ И ПРОСТРАНСТВО ФОЛЬКЛОРА)
стр.55-60
В статье анализируется песня «Wer soll Braut sein?» («Кто должен быть
невестой?») из зингшпиля Гёте «Рыбачка». Прослеживается её история и
выявляется распространенность песен о свадьбе птиц в культуре Германии: народной и профессиональной. Отмечается, что варианты песни также имеются в России, Прибалтике, Украине, Польше, Франции, Англии, Испании и др. странах. Это подтверждает мысль Гёте о том, что сквозь национальное всегда «просвечивает» всеобщее. Идеи Гёте предвосхищает теорию архетипов К. Юнга.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«ES WAREN ZWEI KÖNIGSKINDER» (КАРТИНА МИРА В НАРОДНОЙ БАЛЛАДЕ И ХОРЕ М. РЕГЕРА)
стр.61-67
В статье анализируется интерпретация античной легенды «Геро и Леандр» в поэме Мусея, народной немецкой балладе и хоровом произведении
М. Регера. Выявляется различие в восприятии мира, анализируются средства вербального и музыкального языка данных текстов: особенности интонирования, акустическое пространство, повторы, исполнительский прием «эхо». Делается вывод о сходстве и различиях в понимании идеи легенды в разные эпохи.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЖАНРЫ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ХОРОВОМ ЦИКЛЕ «ЛАДУШКИ» Д. А. БАТИНА
стр.67-76
В данной работе на примере хорового цикла «Ладушки» для детского
хора и фортепиано современного пермского композитора Д. А. Батина анализируется претворение детских жанров фольклора в профессиональной хоровой практике.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
М. С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ — МУЗЫКАНТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ
стр.77-81
Статья посвящена наиболее важным аспектам просветительской деятельности М. С. Воскресенского — народного артиста РСФСР, выдающегося пианиста, профессора МГК им. П. И. Чайковского. Сквозь призму его теле- и радиопередач автор рассматривает отдельные события творческой биографии Е. Светланова, М. Ростроповича, Э. Гилельса, Г. Соколова, Н. Мильштейна, Р. Керера и др.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ: К ПРОБЛЕМЕ ТРАКТОВКИ ЖАНРА В МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКЕ
стр.82-87
В статье рассматриваются некоторые научные подходы к изучению
жанра эстрадной песни. Представлена интерпретация понятия «эстрадная
песня», определены ее признаки и характеристики, проанализированы социо-культурные функции.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова